Главная - ФОТОСЪЁМКА - Концерты, выступления, постановки

12.12.16 - "#конституциярф", реж.В.Гурфинкель, Ельцин Центр, г.Екатеринубрг

ГУРФИНКЕЛЬЕЛЬЦИНЦЕНТР

Узнав, что "в начале декабря в Ельцин-центре Гурфинкель будет что-то то ли читать, то ли что" - заинтересовались. Режиссер Владимир Гурфинкель, ныне пермский, некогда работал и в Екатеринбурге, и главное, чем запомнился - он делает на сцене только и именно то, что чувствует. Максимально адекватно себе и своей влюбленности в захватившую его идею.

Мониторинг интернета по запросу "гурфинкель ельцин центр" заинтриговал еще больше. Предполагалась вовсе не читка. Гурфинкель поставил Главный Документ Государства.
КОНСТИТУЦИЮ.

ИНФО

Итак, 12 декабря 2016г. в екатеринбургском Ельцин-Центре состоялась премьера спектакля «#конституциярф».

«#Конституциярф» - копродукция пермского театрального проекта «Сцена-Молот» и Президентского Центра им.Б.Ельцина. Спектакль основан на тексте Основного закона Российской Федерации. Над адаптацией текста работала пермский драматург Ксения Гашева. Проект «Сцена-Молот», открылся в декабре 2009 года на базе малого зала Пермского академического Театра-Театра. «Сцена-Молот» ориентирована на экспериментальные постановки. Сегодня за репертуар «Сцены-Молот» отвечает главный режиссер Театра-Театра Владимир Гурфинкель.

Театр-Театр на своем официальном сайте анонсировал спектакль «#конституциярф» так: "Этот уникальный театральный проект предлагает взглянуть на нормативный правовой акт свежим взглядом: уловить новизну и либеральность идей, заложенных в тексте, разгадать послание потомкам, зафиксированное на бумаге. Это будет не читка текста конституции, должен родиться полноценный спектакль, действующими лицами которого становятся как исторические личности, так и наши современники, а местом действия — история государства российского".

В интервью интернет-порталу Ельцин-Центра Владимир Гурфинкель рассказал об актерах, играющих в спектакле «#конституциярф»: «Прошлой зимой я решил проехать по всей стране и собрать самых талантливых. В марте посетил 84 дипломных спектакля, 23 раза сев в самолет. В апреле – столько же, и собрал, на мой взгляд, самых интересных. В спектакле задействовано 11 стажеров <«Сцены-Молот»> и 9 моих студентов. Это лучшие».

ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?

Очень подробно и внятно автор все объяснил пермскому интернет-порталу "Звезда" (полный текст – здесь ):

— Я никогда не думал, что у меня возникнет такой приток вдохновения. Я же всегда ищу романтические тексты, и случайно начал думать о том, что конституция — это, наверное, такой сгусток человеческих потребностей. Это результат невероятных бед многих поколений людей, живущих на этой земле. И фантастической, романтической потребности лучшей жизни для детей и внуков. В момент романтического подъёма просвещённого населения, в начале 90-х годов, мечты о будущем были так велики, а вскрывшаяся правда о невероятно тяжёлом прошлом была явлена миру столь однозначно, что народ страшно захотел зафиксировать свои надежды. Поэтому наша конституция лучше всех — это я говорю, проанализировав тексты разных конституций...

...Если вы меня спросите, о чём я мечтаю, то я скажу, что мечтаю о полном соблюдении конституции. Я мечтаю, чтобы высшей властью в нашей стране был Конституционный суд, защищающий эту потрясающую книгу, и я мечтаю, чтобы мои дети, внуки и правнуки жили в стране, где реализована эта конституция...

...Когда мы берём статью конституции, мы понимаем, откуда она родилась, от каких страхов и каких надежд. Начинаем копаться в разных временах, когда эти конфликты были особенно обострены, и берём как из книги самиздата подлинные тексты, так и из высокой поэзии. Берём что-то из писем Пушкина и из произведений самых разных выдающихся людей: от Дмитрия Сергеевича Лихачёва до Бориса Николаевича Ельцина, от Анатолия Собчака до Евгения Евтушенко. Мы искали высказывания, передающие любовь к этой земле, боль о ней и надежды...

...Молодые не всегда слышат старшее поколение, но все поколения слышат молодых. Если вы хотите, чтобы фраза была услышана, — не отдавайте её седовласому мудрецу. Отдайте её юному, находящемуся в поиске смысла. Не иди за знающим, говорили на Востоке, а следуй за ищущим. Поэтому я специально сделал так, чтобы самые главные слова жизни несли молодые....

...Меня не интересуют время работы Государственной Думы или срок правления президента. Меня интересуют другие вопросы. Я всё равно выбирал статьи, которые мне интересны на чувственном уровне. Те, о которых мы с ребятами можем говорить

...Наша конституция закрепляет демократические потребности людей, и она родилась после бесславных лет, в конце столетия, в котором разрушалась интеллигенция, вывозились «философские пароходы». Это век, в течение которого советская власть делала всё для уничтожения личности. А конституция защищает именно личность. Она защищает возможность личности быть самой собой. Не быть винтиком в государственной машине, не быть хорошим или плохим, а быть любым, и ты на это имеешь право....

...У нас в конституции есть только одно предложение, которое уже кардинально отличает её от всех предыдущих: в Российской Федерации каждый человек имеет право... на жизнь! Это краеугольный камень! В этой стране нельзя убивать! Нельзя рассказывать, как ты должен жить! Эта конституция поддерживает всех! Она не делит мир на большинство или меньшинство. Если мы пойдём по пути большинства, то станем консервативны, примитивны и уйдём в XVI век. Об этом говорит экскурс в историю тех стран, которые шли по пути большинства. Наша конституция даёт возможность при равноуважительном отношении ко всем проявлениям любого человека не пропустить Пушкина, не пропустить Эйнштейна, не пропустить Лихачёва, потому что эти люди не как все...

...Основой декорации в этом спектакле является чемодан. Конституция даёт нам надежду не жить на чемоданах. Не жить с чемоданчиками, куда сложены вещи на случай, если вдруг выселят, пойдут репрессии или опять двадцать миллионов интеллигенции отправят на Север...

...Каждая строчка нашей конституции — это результат осмысления прошлых ошибок. И если вы хотите, чтобы у вас потекли слёзы, то вслух почитайте конституцию. И вы подумаете в эту секунду: «Я хочу так жить!»...

МЫ ТАМ БЫЛИ

На генеральном прогоне в день премьеры. Как нам удалось туда попасть - отдельный разговор (попытки подкупа и шантажа, использование дружеских связей в корыстных целях, немного понтов - и вуаля). Может быть, нам повезло больше, чем зрителям, которые видели именно спектакль, вечером 12 или 13 декабря. На прогоне актеры играли не для "высоких гостей", а для пустого зала (для себя), но с полной отдачей. Слезы на глазах не только зрителей, но и актеров - дорогого стоят.

Некоторые из уважаемых критиков и опытных зрителей говорили потом о монотонности действия, недостаточной театральности, неполном "отыгрыше персонажей". Возможно, и в самом деле, им помешал их зрительский опыт и театральная искушенность - хотелось и того, и другого, и третьего, и погуще, и поглаже, и с изюмом.

А тут были только документальные тексты. Только тексты, от которых ком в горле и слезы потоком - да, все так, все это было, мы еще помним и уже знаем, хотя в неведении жить было бы куда спокойнее.. И актеры - сливающиеся, склеивающиеся в плотный ком "народных масс", распадающийся на отдельные судьбы, трагедии, и склеивающийся снова, и так в напряженном волнообразном режиме все полтора часа, без возможности для зрителя перевести дух, переключить эмоцию, расслабиться.

Драматург Ксения Гашева сказала, что единственное "мы" в тексте, произносимом актерами - это "мы, многонациональный народ Российской Федерации..." etc. Это важно. Как и оптимизм, который должно бы внушать зрителю хоровое чтение этих воистину романтических строк в финале.

На самом деле - не внушает.

-----------------------
Вчера, опаздывая на работу,
я встретил женщину, ползавшую по льду,
и поднял ее, а потом подумал: – Ду-
рак, а вдруг она враг народа?
Вдруг! – а вдруг наоборот?
Вдруг она друг? Или, как сказать, обыватель?
Обыкновенная старуха на вате,
шут ее разберет.

Ян Сатуновский, 1939



Елена Тарасова, декабрь 2016

Автор фото: Злата Лучина

*Разрешено копирование фотографий для некоммерческого использования при обязательном наличии ссылки на первоисточник (http://cat-style-philosophy.ru) , сохранении авторского знака и неизменности кадра.