Главная - ФОТОСЪЁМКА - Концерты, выступления, постановки

15.05.18:
"Булгаков. Рукописи." (реж.Ю.Ситникова),
студия "Маски", школа №104,
г. Екатеринбург

Спектакль «Булгаков.Рукописи» был поставлен ради двух показов, которые состоялись 14 и 15 мая 2018 года в актовом зале екатеринбургской школы №104. Основа спектакля – инсценировка-компиляция трех романов Михаила Булгакова («Белая гвардия», "Театральный роман" ("Записки покойника") и «Мастер и Маргарита»), созданная Юлией Ситниковой (она же – режиссер), учителем литературы этой школы, руководителем театральной студии «Маски». Актеры – ученики школы.

Тем не менее – это полновесный, настоящий, серьезный спектакль, и язык не повернется назвать его «школьной самодеятельностью».

Вероятно, на другой площадке, с другими актерами, вообще как-то иначе это сделать было невозможно.

Пьеса… странная. С одной стороны, чтоб понять смысл действия, диалогов, да хотя бы как-то различать героев – нужно быть в материале. Как минимум, приблизительно знать краткое содержание романов. И тогда это – некий театрально-художественный конспект. С другой стороны – это отдельное произведение, которое только приблизительно отдельными (многими) точками формально совпадает с текстами Булгакова. Ни в коем случае не трактовка, но – прочтение. Погружение в буквы, смыслы и образы, несколько хаотичное, но своеобразно и естественно логичное. Иногда по ходу спектакля проясняются предыдущие сцены, иногда нет, но это не очень важно, в жизни тоже чаще приходится принимать текущие события без пояснительных комментариев и предыстории.

Максимально задействовано пространство. Основное действие – в полиэтиленовом «кубе» (трехсторонней выгородке) перед рядами зрителей, некоторые сцены и вся хореография – на свободном пространстве зала с одной стороны, комментирующие блоки «от автора» - девочка-«машинистка» с другой стороны от зрительских рядов, на высокой сцене.

Сценография и костюмы не формально иллюстративны. Возможно, было бы проще одеть Иешуа в специально пошитую дерюгу. Однако его хитон (художник Оксана Анчарова) сделан из полиэтилена, расписан текстом, логически «зарифмован» с вышеупомянутым «кубом», подчеркивает – Иешуа в данном случае принадлежит миру абстракции, он, скорее, идея, символ. Как и другой символ – «ангел революции», красноармеец в золотой форме, осыпаемый золотыми блестками (Оксана сказала нам, что тот парень, который осыпал красноармейца блестками, был Воланд, это добавило смыслов). Образы читаются вполне. Другое дело, что читает их каждый по-своему, в соответствии со своим бэкграундом. Но ведь так и должно быть, наверное.

Вообще прочтение не буквальное и не хрестоматийное. Неоднозначное. И, наверное, очень аккуратно-своевременное.

Хореография и актерская игра. Поставлено с учетом того, что это – не профессиональные актеры, это дети. И при этом – нет «милоты» и дешевого «самодельного» актерничания. Лучше неумело, но всерьез, чем игра в «школьный театр». Для просто школьного театра эта постановка была бы немыслима. Для профессионального театра такая сиюминутность (два показа в актовом зале) вряд ли возможна. Здесь – удачно совпало все лучшее, что могло. Недоигранность и косяки были, но это не важно в данном случае.

Не злой спектакль и не «на разрыв». Хотя - все умерли.
На самом деле, финал «Мастера и Маргариты» оптимистичнее, чем финал спектакля Юлии Ситниковой.
Или нет.
Но спасибо, в любом случае.

Текст: Елена Тарасова

Автор фото: Злата Лучина


*Разрешено копирование фотографий для некоммерческого использования при обязательном наличии ссылки на первоисточник (http://cat-style-philosophy.ru) , сохранении авторского знака и неизменности кадра.